Казанская научная школа ветеринарных акушеров — КГАВМ Казанская научная школа ветеринарных акушеров - Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

Казанская научная школа ветеринарных акушеров

Преподавание ветеринарного акушерства в Казанском ветеринарном институте начиналось на кафедре хирургии. Занятия вел проф. Г.П. Кириллов. Но жизнь показала особую важность клинической подготовки ветеринарных врачей в области воспроизводства, акушерско-гинекологической и андрологической патологии животных и вооружения их навыками в лечении и профилактике болезней в этой области. Такая необходимость и дала возможность проф. С.П. Мамадышскому в 1922 г. организовать новую кафедру-акушерства. С.П. Мамадышский — ученик Л.С. Сапожникова — основателя Казанской школы ветеринарных хирургов.

Сергей Петрович был высоко эрудированным клиницистом широкого профиля и преподавал тогда ортопедию. Ведь лошадь в то время была самым ценным и универсальным животным, используемым в главных сферах народного хозяйства. Он понимал, что не одни ноги у лошади должны быть крепкими и здоровыми, очень важно, чтобы она регулярно плодилась без осложнений и болезней половой системы. Курс акушерства на кафедре в основном вел молодой ассистент А.А. Знаменский. Становление кафедры шло трудно, так как материальная база была еще слаба, а Сергей Петрович больше внимания уделял ортопедии.

Но в 1929 г. болезнь скосила С.П. Мамадышского, и кафедру временно возглавил А.А. Знаменский. К этому времени на кафедре хирургии сформировался молодой инициативный ученый Андрей Петрович Студенцов, хорошо овладевший клиническими навыками. В 29 лет он был уже профессором хирургии.

Студенцов А.П. – профессор, заведующий кафедрой акушерства (1930-1967)

Бывший тогда ректором КВИ проф. К.Г. Боль, с большим вниманием и заботой комплектовал клинические кафедры. Он убедил Андрея Петровича отказаться от должности заведующего кафедрой хирургии Новочеркасского ветеринарного института, куда тот был уже избран по конкурсу, и возглавить кафедру акушерства родного обоим Казанского ветеринарного института.

Кафедре был отведен небольшой кабинет при старой клинике института. Андрей Петрович пригласил молодых специалистов: ассистентом – Юрия Дмитриевича Баркова и ординатором — Лидию Герасимовну Субботину. Все вместе они и составили надежное ядро кафедры. Далее, чтобы можно было убедительно и наглядно преподавать ветеринарное акушерство студентам и курсантам (а таких было много), нужно было создать фантомы, чучела, на которых воспроизводить течение родов и приемы родовспоможения. Важно было приобрести полные комплекты акушерских инструментов, применявшихся в то время для оказания родовспоможения разным самкам.

Повседневная практика в клинике института, оказание акушерскойпомощи животным, содержащимся в городе, частые выезды в колхозы и совхозы республики давали возможность коллективу преподавателей быстро и полно овладевать навыками не только родовспоможения, но и всем многообразием лечебных и диагностических приемов ветеринарного акушерства. Живая повседневная практика, а также вдумчивоеилюбознательное изучение специальной отечественной и зарубежной литературы возбуждали острую необходимость совершенствования и попыток к открытиям нового. В это время жадного поиска новизны в огромной и старейшей науке сотрудников охватывает неудержимое желание собрать при кафедре интересные препараты.

Началось создание своего музея макро- имикропрепаратов, в которых запечатлевались специальной обработкой близкие к натуральному проявлению физиологические и патологические процессы. В коллекции собираются, бережно сохраняются, описываются и изучаются десятки макропрепаратов, отражающих норму и патологию. С некоторых препаратов были сделаны хорошие фотографии, вошедшие в учебник и учебные пособия по акушерству как отличные иллюстрации учебного материала. Со временем музей при кафедре акушерства стал одним из лучших и явился примером для кафедр акушерства Московской ветеринарной академии и других ветеринарных вузов. В музее накопилось около 900 препаратов, он стал обязательным местом дополнительных занятий студентов.

В 30-е годы А.П. Студенцов и его однокурсница Е.А. Зуйкова (позже известный профессор-патанатом) стали инициаторами создания при институте базы кино- и фотосьемок, где изготавливались учебные пособия, диафильмы, а потом и кинофильмы для ветеринарных вузов страны. На кафедре были изготовлены специальные фантомы. Так, на фантоме-корове, справа в брюшную полость которой вставлялась стеклянная «матка», был отснят учебно-показательный кинофильм «Методы родовспоможения у коров», автором которого был А.П. Студенцов. Фильм был первым в СССР, его копии разосланы в несколько ведущих зооветеринарных вузов страны. С началом работы кинофотолаборатории музей пополнился десятками диапозитивов,фотографий, отражающих многочисленные примеры встречавшейся акушерской, гинекологической, андрологической патологии. Они позволяли по-врачебному грамотно, доходчиво преподносить учебный материал.Одновременно шло оснащение кафедры учебным и лабораторным оборудованием, приборами, аппаратами, инструментами, что позволяло совершенствовать методику преподавания и учебный процесс в целом.

Во время войны, кафедра акушерства была переведена в  здание бывшего ветеринарного техникума. Оборудованию и музею кафедры был нанесен серьезный ущерб, было потеряно и попорчено много приборов, препаратов, макетов, таблиц и пр. На втором этаже второго учебного корпуса под кафедру были отведены три комнаты: кабинет, аудитория и склад. В аудитории отгородили небольшой «закуток» для преподавателей и аспирантов.

Однако интеллектуальный потенциал кафедры нарастал, научная и практическая значимость исследований привлекала молодежь. Ученики в основном уезжали на самостоятельную работу в другие вузы. А на кафедре появился ассистент Б.С. Волженин, Л.Г. Субботина стала доцентом. Пришли молодые преподаватели В.Я. Никитин, А.И. Пучковский, Б.Г. Пронин.

Должность ординатора занял И.Д. Дриго, старшего лаборанта — К.А. Шведов.

И все были вовлечены в научные исследования и выполняли их по мере наличия свободного времени, бескорыстно и активно помогая друг другу. На кафедру приезжали из всех уголков СССР для консультаций, писали, звонили специалисты разных возрастов и профилей. Главной оказалась проблема бесплодия сельскохозяйственных животных. Вокруг нее и была завязана основная научная тематика.

На кафедре всегда было 3-4 аспиранта. Экспериментальная часть ихработ была связана с исследованиями животных в хозяйствах. Поэтому некоторые аспиранты (Н.Л. Морозов, Н.А. Бархатов, Е.Ф. Лютов и др.) и преподаватели временно даже жили или ночевали на фермах.

Становление кафедры, активная связь с научными школами центра и различных регионов страны, а также внутриинститутское научное сотрудничество позволили А.П. Студенцову успешно готовить очень нужных стране молодых ученых. За первые годы (1930-1941 гг.) было подготовлено десять докторов и кандидатов наук. Этот факт заставил ветеринарную общественность страны обратить внимание на бурно набирающую научное признание кафедру акушерства Казанского ветеринарного института.  Некоторых аспирантов Андрей Петрович, после защиты оставлял на кафедре.

Долгое время на кафедре работали доцентами О.Н. Преображенский, Н.П. Малинкин, профессор Б.Г. Пронин.

Переезд кафедры акушерства в новую клинику состоялся в 1961 г.

При кафедре акушерства создается лаборатория физиологии и патологии размножения сельскохозяйственных животных. Штат кафедры достиг 20 человек, девять из них преподаватели. Две дополнительные учебные аудитории, холодильную камеру в пристроенном к клинике корпусе получила в 1980 году.

При А.П. Студенцове кафедра была признана ведущей в стране по вопросам совершенствования методов диагностики, лечения и профилактики различных форм бесплодия,импотенции сельскохозяйственных животных, по новизне в работе по проблеме абортов, маститов, методов интенсификации воспроизводства на основе нормативов плодородия. С кафедры выходили десятки методических пособий, учебных и практических рекомендаций.

Выдающимся достижением основателя Казанской научной школы ветеринарных акушеров А.П. Студенцова является создание уникального учебника « Ветеринарное акушерство и гинекология», который прославил автора и Казанский ветеринарный институт на всю страну. За публикацию этого учебника профессор А.П. Студенцов  был награжден Государственной премией СССР (1950). Он был избран членом-корреспондентом ВАСХНИЛ и по существу возглавил научные исследования по ветеринарному акушерству. Создал учение о бесплодие самок, абортах, маститах и половом цикле. Его учебник переиздавался многократно в последующие годы и до сих пор является основным учебником для студентов высших ветеринарных учебных заведений. В 2019 году было выпущено 9-ое издание учебника «Акушерство, гинекология и биотехника репродукции животных» под редакцией доктора ветеринарных наук, академика Международного аграрного образования Г.П. Дюльгера.

Во второй половине XX века кафедра акушерства по инициативе профессора А.П. Студенцова  в качестве базы практического обучения по акушерству и гинекологии  использовала животноводческие хозяйства Татарской АССР, в том числе учебно-оптовое хозяйство института, Казанский мясокомбинат.

На Казанском мясокомбинатев просторных аудиториях, студентам показывали на коровах, быках, овцах, свиньях методы диагностики беременности и бесплодия, подготовки самцов-пробников, способы искусственного осеменения самок, приемы родовспоможения и многое другое. Эта практическая база была лучшей в стране (по искренним признаниям ветеринарных врачей, зооинженеров и ученых, приезжавших на ФПІК). А этопозволяло готовить ветврачей и зооинженеров, проводить переподготовку курсантов на высшем уровне, где специалисты по-настоящему четкоотрабатывали и закрепляли передовые приемы лечебно-профилактической работы.

Ученики и последователи профессора А.П.Студенцова поддерживали научные связи и осуществляли творческое содружество с учеными ветеринарных учебных заведений и научных учреждений Российской Федерации, стран СНГ.

Устанавливали творческие научные связи с ветеринарными акушерами и биологами Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии, Китая, Монголии и других стран.

Следуя советам профессора А.П.Студенцова сотрудники кафедры акушерства Казанской государственной академии ветеринарной  медицины имени Н.Э. Баумана активно  участвовали  в разработке и издании учебной и учебно-методической литературы. В 2020 году был издан «Практикум по акушерству и гинекологии» (авторы М.А. Багманов, Н.Ю Терентьева, С.Р. Юсупов, О.С. Богданова).

Кафедрой заведовали С.П. Мамадышский (1922-1929),А.А. Знаменский (1929-1930), А.П. Студенцов (1930-1967), Л.Г. Субботина (1967-1968), А.И. Пучковский (1967-1979), А.Н. Ахмадеев (1979-1989),М.Г. Миролюбов (1989-1999),М.Г. Зухрабов  (1999-2008), М.А. Багманов (2008-2015),С.Р. Юсупов (2015-2017). В 2017 году в порядке оптимизации штатов академии и совершенствования организационной структуры была создана объединенная кафедра хирургии, акушерства и патологии мелких животных. Возглавил кафедру И.Г. Галимзянов.

Преподавание студентам акушерства, гинекологии и биотехники репродукции животных и научные исследования в рамках Казанской научной школы акушеров ведут доценты С.Р. Юсупов, З.Г. Чурина, Д.Ф. Валлиулина.

Сотрудники кафедры ведут исследования по многим приоритетным направлениям ветеринарного акушерства, как в научно-исследовательской, так и в учебной деятельности.

УЧЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.П.СТУДЕНЦОВА

О ПОЛОВОМ ЦИКЛЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

В 1953 г. профессор А.П. Студенцов сформулировал учение о половом цикле сельскохозяйственных животных.

Половой цикл – это сложный нейрогуморальный рефлекторный процесс, который сопровождается комплексом морфологических, физиологических и иммунологических изменений в половых органах и во всем организме самки от одной стадии возбуждения до другой.

В каждой стадии полового цикла происходят специфические изменения в виде: проявления признаков течки и ее фаз,  характерного общего состояния организма, реакции самки на самца, изменений в яичниках.

Все эти явления происходят во взаимной связи. Но каждое из них возникает, проявляется и угасает соответственно своим закономерностям, обусловленными видовыми особенностями и условиями существования организма.

Стадия возбуждения – это период проявления сексуальных процессов самки, она характеризуется ярким проявлением четырех феноменов:

1) Течка – процесс морфологических изменений и выделения слизи из половых органов самки;

2) Половое возбуждение или общая реакция – изменения в поведении самки во время стадии возбуждения, возникающие в связи с фазами созревания фолликула;

3) Половая охота – положительная сексуальная реакция самки на самца;

4) Созревание фолликулов и овуляция. Овуляция – это сложный рефлекторный процесс вскрытия созревшего фолликула и выделения из него яйцеклетки, регулируемый центральной нервной системой.

С развитием стадии возбуждения процесс переходит в высшую степень проявления половых процессов: течки, общей реакции (полового возбуждения), половой охоты и овуляции. У самок животных изменяется состав крови, количество и качество молока, ярко проявляется половая охота. Все рефлексы подчиняются половому, вплоть до торможения  такого могучего, каким является пищевой рефлекс.

Стадия торможения – комплекс активных процессов, противоположных таковым в стадию возбуждения. В стадию торможения ослабевают, а затем исчезают признаки полового возбуждения. Реакция на самца проявляется вначале в виде отбоя (отрицательной сексуальной реакцией), а затем безразличным отношением к нему. В яичнике на месте овулировавшего фолликула образуется желтое тело.

Стадия уравновешивания – это период ослабления половых процессов самки, наступающих после стадия торможения и продолжающийся до начала новой стадии возбуждения.

Эта стадия характеризуется:

1) уравновешиванием общего состояния, отсутствием признаков течки и общей реакции;

2) безразличным или отрицательным отношением к пробнику (отсутствием половой охоты);

3) отсутствием в яичниках зрелых фолликулов.

Различают половые циклы:

полноценные – если во время стадии возбуждения проявляются все феномены: течка, половое возбуждение, половая охота и овуляция;

неполноценные – при выпадении одного или нескольких феноменов стадии возбуждения полового цикла. Например, проявление стадии возбуждения без течки называют анэстральным; без общей реакции – ареактивным; без половой охоты – алибидным; без овуляции – ановуляторным неполноценным половым циклом.

Учение о половом цикле имеет важное значение для практики животноводства, так как дает возможность четко ориентироваться в выборе оптимального времени осеменения и устранять пропуски половых циклов.

Учениками профессора А.П. Студенцова установлены аналогичные закономерности проявления полового цикла у лошадей, коров и телок, овец, и самок других видов животных.

УЧЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.П. СТУДЕНЦОВА

О БЕСПЛОДИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Учение о бесплодии включает:

— определение понятия «бесплодие животных»;

— классификация бесплодия животных;

— нормативы плодородия животных;

— мероприятия по профилактике разных форм бесплодия животных.

Бесплодиеэто биологическое явление, показывающее нарушение воспроизводства потомства, вызванное ненормальными условиями существования самок и самцов (погрешности в кормлении, содержании и эксплуатации, неправильное осеменение, болезни половых и других органов).

Бесплодной (без плода) называется самка, не осемененная или осемененная,  но не оплодотворившаяся в течение одного месяца после родов; а молодая самка – в течение одного месяца после достижения ею зрелости тела.

По  классификации бесплодия различают 7 форм: врожденное, старческое, алиментарное, климатическое, эксплуатационное, симптоматическое и искусственное (направленное и приобретенное).

Нормативом плодородия (получения приплода) считают: получение приплода от коровы через каждые 300-315 дней, кобылы – 360-365 дней, овцы – 165-170 дней, основной свиноматки – 140-145 дней.

Нормативом плодовитости является: 1 теленок от 1 коровы; 1 жеребенок от 1 кобылы, 1-2 ягненка от 1 овцы, 1-2 козленка от 1 козы, 10 поросят от 1 свиноматки.

Система мероприятий по борьбе с бесплодием сельскохозяйственных животных по А.П. Студенцову имеет две особенности:

— учет осемененных не исследованных, беременных животных, находящихся в послеродовом периоде, бесплодных животных;

— выявление дней бесплодия и подсчет экономического ущерба.

При этом при каждой форме бесплодия животных были  разработаны свои главные мероприятия по их профилактике и ликвидации.

При врожденном бесплодии, когда у самцов и самок наблюдается аномальное развитие полового аппарата, рекомендуется:

а) зоотехнические мероприятия: отбор и подбор самок и производителей; плановый обмен производителей; планирование искусственного осеменения животных и др.;

б) организационные мероприятия: организация деятельности станций искусственного осеменения по системе А.П. Студенцова;

в) агрономические мероприятия: обеспечение животных полноценными кормами;

г) ветеринарные мероприятия: своевременная выбраковка  фримартинов и других животных с врожденными пороками; регулярная обязательная кастрация неплеменных самцов.

При старческом бесплодии, когда нарушена плодовитость самок и производителей вследствие  старческих изменений в половых и других органах рекомендуется:

а) ветеринарные мероприятия: своевременное выявление старческих изменений в половых и других органах производителей: лечение, стимуляция, выбраковка их и другие мероприятия;

б) зоотехнические мероприятия: организация племенного ядра стада, правильное кормление, содержание и эксплуатация животных;

в) организационные мероприятия: регулирование структуры стада, закупка и обмен производителей между фермами и хозяйствами.

При алиментарном бесплодии, когда нарушена плодовитость животных вследствие общей и качественной недостаточности кормов, рекомендуется:

а) агрономические мероприятия: полноценное кормление, повышение урожайности кормовых культур, внесение в почву органических удобрений, недостающих макро-, микроэлементов и другие мероприятия;

б) зоотехнические мероприятия: систематическое проведение химического анализа кормов, своевременное составление  полноценных рационов;

в) организационные мероприятия: заготовка и хранение кормов, подготовка их для кормления; создание запаса кормов для животных;

г) ветеринарные мероприятия: исследование животных для выявления нарушений обменных процессов в организме животных; проведение лечебно-профилактических мероприятий.

При эксплуатационном бесплодии, когда нарушена  плодовитость животных, как следствие односторонней чрезмерной эксплуатации, рекомендуется:

а) зоотехнические мероприятия: контроль за половой нагрузкой на производителей на станциях искусственного осеменения, осеменение телок после наступления зрелости тела и своевременный запуск коров на фермах;

б) организационные мероприятия: организация и контроль работы доярок и других животноводов не только для получения максимальных удоев, но и для сохранения здоровья животных;

в) агрономические мероприятия: заготовка набора кормов для полноценного кормления на протяжении всего года;

г) ветеринарные мероприятия: обеспечение регулярного контроля за качеством спермы производителей, состоянием молочной железы и организма самок.

При климатическом бесплодии, когда нарушена плодовитость животных вследствие угнетения половой функции метеорологическими факторами или ненормальными условиями существования, рекомендуется:

а) организационные мероприятия: улучшить делостроительство и обеспечить все поголовье скота благоустроенными помещениями;

б) зоотехнические мероприятия: регулярный моцион во все времена года, ограждение самок и производителей от холода, жары, избытка солнечного света и другие меры;

в) ветеринарные мероприятия: контроль за подготовкой помещений к зимовке, использование различных методов искусственной инсоляции, отопление и другие методы улучшения микроклимата;

г) агрономические мероприятия: обеспечение животных пророщенном зерном, витаминным сеном, зеленым кормом и другими компонентами рациона во все времена года.

При искусственно-приобретенном бесплодии, когда нарушена плодовитость здоровых, нормальных животных вследствие неправильной организации и проведения искусственного или естественного осеменения, рекомендуется:

а) организационные мероприятия: строительство и оборудование станций и пунктов искусственного осеменения, правильное хранение и рациональное использование спермы; подготовка квалифицированных техников по искусственному осеменению животных;

б) зоотехнические мероприятия: организация первичного зоотехнического учета, четкое планирование и ежедневный индивидуальный учет искусственно и естественно осемененных, бесплодных, запускаемых и родившихся животных;

в) ветеринарные мероприятия: исследование всех животных, не проявивших в течение 3-4 недель после родов (телок – после 19-ти месячного возраста) признаков стадии возбуждения для выявления форм, причин бесплодия; назначения лечения и проведения других мероприятий по ликвидации бесплодия.

При симптоматическом бесплодии, когда нарушена плодовитость животных вследствие заболевания половых и других органов самок и производителей, рекомендуется:

а) ветеринарные мероприятия: строгое соблюдение санитарно-гигиенических правил, осуществление постоянного контроля за состоянием здоровья животных, своевременная диагностика и лечение болезней половых и других органов;

б) зоотехнические мероприятия: строгое соблюдение правил искусственного и естественного осеменения животных, содержания и использования маток во время беременности и в послеродовом периоде, при выявлении признаков заболевания немедленное уведомление ветеринарных специалистов;

в) организационные мероприятия: строительство и оборудование родильных отделений: подбор, обучение и правильное использование кадров;

г) агрономические мероприятия: обеспечение кормами для диетического кормления больных животных.

УЧЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.П. СТУДЕНЦОВА ОБ АБОРТАХ

Аборт – это прерывание беременности с последующими исходами: полным (скрытый аборт) или частичным (мумификация, мацерация или гнилостное разложение плода) рассасыванием зародыша, либо с изгнанием из половых органов мертвого неизмененного плода (выкидыша) или живого незрелого плода (недоноска).

Наиболее удачную классификацию абортов по этиологии дал профессор А.П. Студенцов.

В своей классификации он выделяет два разновидности аборта:

  1. идиопатический, характеризующийся яркой специфичностью патогенного фактора, воздействующего на плод или плодные оболочки;
  2. симптоматический, когда аборт представляет собой признак нарушений в организме самки или его заболевания.

В этой классификации он приводит три категории абортов:

А) незаразные;

Б) инфекционные;

В) инвазионные.

Незаразные аборты имеет самую разнообразную этиологию, начиная от испуга и травмы до причин, обусловленных нарушениями обмена веществ в организме беременной самки.

Идиопатические незаразные аборты обусловлены развитием аномалий у плода и патологией плодных оболочек.

Симптоматические незаразные аборты могут быть обусловлены заболеваниями сердца, легких, печени, почек, органов желудочно-кишечного тракта, половых органов, отравлением организма химическими или лекарственными веществами, действием стрессовых факторов окружающей среды.

Алиментарные аборты являются следствием общей или качественной неполноценности рационов.

Травматические аборты являются результатом механического воздействия окружающих факторов на организм матери и плода.

Привычный (повторяющийся) аборт наблюдается у животных всех видов, но особенно часто у кобыл и коров. Сущность привычного аборта заключается в том, что у некоторых самок каждая очередная беременность закономерно прерывается приблизительно на одной и той же стадии.

Инфекционные аборты могут принимать массовый характер на фермах среди самок при заболеваниях их инфекционными заболеваниями (туберкулез, ИНАН и др.), особенно при половых инфекциях: бруцеллез, вибриоз, сальмонеллез.

Инвазионные аборты – могут быть массовыми у молодых свинок на почве аскаридоза, у кобыл при пироплазмозе, нуталлиозе; у овец и коз – при диктиокаулезе; у коров – при фасциоллезе и особенно при трихомонозе и кровопаразитарных заболеваниях.

Для профилактики абортов выполняют комплекс следующих необходимых мероприятий:

  1. Систематический контроль условий содержания, кормления и ухода за животными в период осеменения, беременности, родах.
  2. Предоставление беременным животным ежедневного моциона на кардах или пастбищах.
  3. Контроль за качеством кормов.
  4. Обеспечение постоянного доступа беременным животным чистой воды.
  5. Искусственное осеменение проводят согласно плану селекционно-племенной работы хозяйства.
  6. Соблюдение ветеринарно-санитарных правил при искусственном осеменении животных.
  7. Соблюдение требования инструкций по карантину завезенных животных.
  8. Своевременная изоляция больных и абортировавших животных.

УЧЕНИЕ ПРОФЕССОРА А.П. СТУДЕНЦОВА О МАСТИТАХ

В 1947 году А.П. Студенцов предложил новую, оригинальную  классификацию воспаления вымени, отражающую характер воспалительного процесса по клиническим признакам, где он выделяет:

  • Серозный мастит
  • Катаральный мастит:

а) катар цистерны и молочных ходов

б) катар альвеол

  • Фибринозный мастит

4) Гнойный мастит:

а) гнойно-катаральный мастит

б) абсцесс вымени

в) флегмона вымени

5) Геморрагический мастит

6) Специфические маститы:

а) ящур вымени

б) актиномикоз вымени

в) туберкулез вымени

Осложнения маститов:

а) Индурация вымени

б) Гангрена вымени.

В подавляющем  большинстве случаев возникновение мастита связано с проникновением патогенных микробов в молоко и молочную железу. Причем предрасполагающим условием возникновения мастита всегда является снижение резистентности организма в связи с погрешностями в кормлении, содержании, эксплуатации и уходе за животными. Эта микрофлора может быть как обыкновенным возбудителем воспаления вымени, так и возбудителем определенных специфических заболеваний. Поэтому логично и правильно в своей классификации А.П. Студенцов все маститы разделяет:

а) маститы, вызываемые обычной микрофлорой;

б) маститы, вызываемые специфической микрофлорой, характерной для общего заболевания организма. Часто при таких тяжелых инфекционных заболеваниях как туберкулез, ящур, актиномикоз отмечают побочные явления в виде маститов. Эти инфекционные заболевания поражают весь организм, имеют определенную этиологию, патогенез, течение и исход. Воспаление вымени при этих заболеваниях возникает и протекает своеобразно, в связи с чем, оно было выделено в отдельную группу.

Классификация маститов, предложенная профессором А.П.Студенцовым, основывается на клинических симптомах воспаления вымени, главным образом на изменениях молока и молочной железы, поэтому вполне соответствует даже современным требованиям ветеринарной практики.

Искоренение маститов является чрезвычайно важной задачей ветеринарных специалистов и руководителей отрасли животноводства. Решение этой задачи даст возможность успешнее выращивать здоровый ремонтный молодняк, обеспечить молочную промышленность и население полноценным качественным молоком.